Зигмунд Фрейд
Я и Оно
Я и Оно
Настоящее обсуждение
продолжает ход мыслей, начатый в моем труде «По ту сторону принципа
наслаждения» в 1920 г. Я сам, как там и упоминается, относился к этому ходу
мыслей с известным благожелательным любопытством. Оно продолжает прежние мысли,
связывает их с различными фактами аналитического наблюдения и стремится из
этого соединения вывести новые заключения; но оно не прибегает к новым займам у
биологии и поэтому ближе к психоанализу, чем мой труд «По ту сторону...». Оно
носит скорее характер синтеза, чем спекуляции, и ставит, как кажется, перед
собою высокую цель. Но я знаю, что обсуждение это останавливается перед самым
трудным, и я с этим ограничением вполне согласен.
При этом обсуждении
это затрагивает вещи, до сих пор предметом психоаналитической разработки еще не
являющиеся, поэтому неизбежно оно задевает некоторые теории, которые
выдвигались непсихоаналитиками или же психоаналитиками, от психоанализа
отходившими. Вообще я всегда был готов признать мои обязательства по отношению
к другим работникам, но в данном случае я не чувствую себя отягченным долгом
благодарности. Если до сих пор психоанализ не отдавал должного некоторым вещам,
то это никогда не случалось потому, что он не замечал их заслуг или отрицал их
значение, а потому, что следует определенному пути, который так далеко еще не
завел. Когда же, наконец, психоанализ к этой вехе подошел, многое
представляется ему в ином свете, чем другим.
I. Сознание и
бессознательное
В этом введении ничего
нового сказать нельзя, и повторение ранее сказанного неизбежно.
Разделение психики на
сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и
дает ему одному возможность понять в такой же мере частые, как и важные
патологические процессы психической жизни и причислить их к научным явлениям.
Повторяю еще раз другими словами: психоанализ не может считать сознательное
сутью психики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое
может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать.
Если бы я мог себе
представить, что интересующиеся психологией прочтут этот труд, то я
приготовился бы и к тому, что уже тут часть читателей остановится и не пойдет
дальше, так как здесь первый шиболет психоанализа. Для большинства философски
образованных людей идея психики, которая к тому же и бессознательна, настолько
непонятна, что она кажется им абсурдной и отвергается простой логикой. Мне
думается, что причина этого заключается в том, что они никогда не изучали
соответствующих феноменов гипноза и сновидения (не говоря уже о патологических
феноменах), делающих такое понимание обязательным. Но выдвинутая ими психология
сознания ведь и неспособна разрешить проблемы гипноза и сновидения.
«Быть сознательным»
есть чисто описательный термин, ссылающийся на наиболее непосредственные и
наиболее надежные восприятия. Но дальше опыт показывает нам, что психический
элемент, например, представление, обычно не осознается длительно. Напротив,
характерно то, что состояние осознательности быстро проходит; осознанное сейчас
представление в следующий момент делается неосознанным, но при известных легко
осуществимых условиях может снова вернуться в сознание. И мы не знаем, чем оно
было в промежутках; мы можем сказать, что оно было латентно, и подразумеваем
под этим, что оно в любой момент было способно быть осознанным. Но и в этом
случае, если мы скажем, что оно было бессознательным, мы даем правильное
описание. Это бессознательное совпадает тогда с латентной способностью к
осознанию. Правда, философы нам возразили бы: нет, термин – бессознательное –
здесь неприменим; пока представление было в состоянии латентности, он вообще и
не был ничем психическим. Если бы мы уже тут начали им возражать, то завязался
бы спор, который бы никакой пользы не принес.
Таким образом, мы приобретаем
наше понятие о бессознательном из учения о вытеснении. Вытесненное является для
нас примером бессознательного; мы видим, однако, что есть два вида
бессознательного: латентное, но способное к осознанию, и вытесненное – само по
себе и без дальнейшего неспособное для осознания. Наше представление о
психической динамике не может не повлиять на номенклатуру и описание. Мы
называем латентное – бессознательное – только в дескриптивном, а не в
динамическом смысле, предсознательным. названием бессознательного мы
ограничиваем только динамически бессознательно вытесненное и получаем, таким
образом, три термина: сознательное (СЗ), предсознательное (ПСЗ) и
бессознательное (БСЗ), смысл которых – уже не чисто дескриптивный. ПСЗ, как мы
думаем, гораздо ближе к G3, чем БСЗ, и так как БСЗ мы назвали психическим, то
тем увереннее отнесем это название к латентному ПСЗ. Но не остаться ли нам
лучше в добром согласии с философами и не отделить ли ПСЗ и БСЗ, как
естественное следствие, от сознательного психического? Тогда философы
предложили бы нам описать ПСЗ и БСЗ как два вида или две ступени психоида, и
согласие было бы восстановлено. Но следствием этого были бы бесконечные
затруднения при описании, и единственно важный факт – именно тот, что эти
психоиды почти во всех остальных пунктах совпадают с признанно психическим –
был бы оттеснен на задний план из-за предубеждения, которое создалось в те
времена, когда еще не знали о психоидах или о самом о них важном.
Мы, однако, пришли к
термину или понятию о бессознательном другим путем, а именно – обработкой
опыта, в котором играет роль психическая динамика. Мы узнали, т.е. должны были
признать, что есть сильные психические процессы или представления (здесь,
прежде всего, важен квантитативный, значит, экономический момент), которые для
психической жизни могут, иметь все те последствия, что и прочие представления,
в том числе и такие последствия, которые могут быть вновь осознаны как
представления, но они сами не осознаются. Нет надобности подробно описывать
здесь то, что уже так часто излагалось. Короче говоря, тут вступает в действие
психоаналитическая теория и заявляет, что такие представления не могут быть
осознаны, так как этому противится известная сила; что в иных случаях они могли
бы быть осознаны, и тогда было бы видно, как мало они отличаются от других,
признанных психических элементов. Эта теория становится неопровержимой ввиду
того, что в психоаналитической технике нашлись средства, которыми можно
прекратить действие сопротивляющейся силы и сделать данные представления
сознательными. Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем
вытеснением, а силу, которая привела к вытеснению и его поддерживала, мы
ощущаем во время аналитической работы как сопротивление.
Теперь мы удобно
можем, манипулировать нашими тремя терминами СЗ, ПСЗ и БСЗ, если только не
будем забывать, что в дескриптивном смысле имеется– два вида бессознательного,
а в динамическом —только один. Для ряда целей изложения мы можем опустить это
деление, но для других оно, конечно, необходимо. Мы все же к этому двоякому
значению бессознательного более или менее привыкли и хорошо с ним уживались. Но
уклониться от этой двойственности, насколько я вижу, нельзя. Различение
сознательного и бессознательного является, в конце концов, вопросом восприятия,
на который можно ответить «да» и «нет»; сам же акт восприятия не, дает нам
никакой справки о том, по какой причине что-то воспринимается или не
воспринимается. Нельзя жаловаться на то, что динамическое в своем проявлении
получает лишь двусмысленное выражение[1 - Здесь следует отметить недавнее
изменение в критике бессознательного. Многие исследователи, не отвергающие
признания психоаналитических фактов, но не соглашающиеся с существованием
бессознательного, получают сведения, опираясь на неоспоримый факт, что сознание
как феномен содержит в себе большой ряд ступеней интенсивности или
отчетливости. Как есть процессы, которые очень живы, резки и явно сознательны,
так мы переживаем и другие, лишь слабо, едва заметно осознаваемые; а слабее
всего, якобы, осознаются именно те, которые психоанализ хочет назвать
неподходящим словом бессознательные. Но они, будто бы, в то же время и осознаны
или находятся «в сознании», и их можно сделать в полной мере осознанными, если
им уделить достаточно внимания.].
Поскольку на решение в
таком вопросе, зависящем или от традиций или от эмоциональных моментов, можно
повлиять аргументацией, следует по этому поводу заметить следующее: указание на
шкалу отчетливости осознанности не содержит ничего обязательного и имеет не
больше доказательности, чем, например, аналогичные положения; есть столько
ступеней освещения, начиная от резкого, слепящего света и кончая слабыми
проблесками мерцания, что темноты, следовательно, вообще не существует; или –
есть различные степени витальности, значит, нет смерти. Эти положения, быть
может, в известном смысле и содержательны, но практически они неприменимы, и
это тотчас же обнаруживается, если выводить из "них заключения, например:
значит, света зажигать не надо или, следовательно, все организмы бессмертны. А
кроме того, приравнением незаметного к сознательному достигается лишь то, что
отнимается единственная непосредственная достоверность, вообще имеющаяся у
психики. Сознание, о котором ничего не знаешь; кажется мне все же много
абсурднее, чем бессознательное психическое. И, наконец, такое приравнивание
незамеченного к бессознательному производилось, очевидно, без учета
.динамических соотношений, которые для психоаналитического понимания были
решающими, ибо при этом не учтены два факта: во-первых, что посвятить такому
незамеченному достаточно внимания очень трудно и требует большого напряжения;
во-вторых, если это и достигнуто, то ранее незамеченное теперь не узнается
сознанием, а довольно часто кажется ему совершенно чуждым, противоречащим, и
резко им отвергается. Рекурс бессознательного на мало замеченное и незамеченное
исходит, следовательно, только из предубеждения, для которого идентичность
психического с сознательным раз и навсегда установлена.
В дальнейшем течении
психоаналитической работы выясняется, что и эти подразделения недостаточны и
практически неудовлетворительны. Среди возникающих ситуаций отметим следующую
как решающую: мы создали себе представление о связной организации психических
процессов в личности и называем эту организацию «Я» личности. К этому «Я»
прикреплено сознание, оно владеет подступами к мотилитетности, т.е. к разрядке
раздражений во внешний мир. Это та психическая инстанция, которая производит
контроль над всеми своими частичными процессами; ночью она засыпает, но и тогда
все еще управляет цензурой сновидений. От этого «Я» исходят и вытеснения, при
помощи которых известные психические стремления должны быть исключены не только
из сознания, но и из других видов значимости и действительности. Все это,
устраненное вытеснением, в анализе противостоит «Я», а анализу ставится задача
– уничтожить сопротивление, которое «Я» проявляет к вниманию, уделяемому
анализом вытесненному. Во время анализа мы наблюдаем, что больной испытывает
затруднения, когда мы ставим ему известные задачи: его ассоциации отказываются
работать, когда они должны приблизиться к вытесненному. В таком случае мы
говорим ему, что он находится под властью сопротивления, но ничего об этом не
знает; даже в том случае, когда он по чувству своего неудовольствия угадал бы,
что теперь в нем действует сопротивление, то он не может его назвать или на
него указать. Но так как это сопротивление несомненно исходит из его «Я» и
является принадлежностью «Я», то мы оказываемся в непредвиденной ситуации. В
самом «Я» мы нашли что-то, что тоже бессознательно и проявляет себя точно так,
как и вытесненное, т. е. оно сильно воздействует, не будучи
сознательным; – для того, чтобы сделать его сознательным, нужна особая
работа. Для аналитической практики следствием этого опыта будет то, что мы
попадаем в бесконечные неясности и затруднения, если захотим придерживаться
нашего обычного способа выражения и захотим, например, привести невроз к
конфликту между сознательным и бессознательным. Вместо этого противоположения,
мы, опираясь на наши представления о структурных соотношениях психической
жизни, вводим другое: противоположность между связным «Я» и отклонившимся от
него вытесненным. Но следствия для нашего представления о бессознательном еще
значительнее. Динамическое рассмотрение внесло первую корректуру; структурное
понимание дает вторую. Мы видим, что БСЗ не совпадает свытесненным. Правильно,
что все вытесненное – БСЗ, но, в то же время, и не все БСЗ вытеснено. Так же и
часть «Я» (один Бог знает, какая важная часть!) может быть БСЗ и, несомненно, и
есть БСЗ. И это БСЗ не латентно в духе ПСЗ, иначе его нельзя было бы
активизировать, не делая СЗ, и доведение его до осознанности не представляло бы
таких больших затруднений. Если мы поставлены перед необходимостью выдвинуть
третье – не вытесненное БСЗ, то мы должны признать, что значение характера
неосознанности для нас уменьшается. Он становится многозначным качеством, не
допускающим широких и исключительных выводов, в целях которых мы бы его охотно
использовали. Однако мы должны остерегаться небрежного к нему отношения, так
как, в конце концов, это качество – сознательно или бессознательно – является
единственным светочем в потемках глубинной психологии.
II. Я и Оно
Патологическое
исследование слишком исключительным образом концентрировало наш интерес на
вытесненном. С тех пор, как мы знаем, что и «Я» может быть бессознательным в
собственном смысле слова, нам хотелось бы узнать о нем больше. До сих пор в
наших исследованиях единственным опорным пунктом был признак сознательности или
бессознательности; и, наконец, мы увидели, насколько это может быть
многозначным.
Все наше знание всегда
связано с сознанием. Ведь и БСЗ мы можем узнать только путем того, что делаем
его сознательным. Но как же это возможно? Что значит «сделать что-то
сознательным»? Как это происходит?
Мы уже знаем, где нам
искать для этого исходную точку. Мы оказали, что сознание является поверхностью
психического аппарата, т. е. мы приписали его в качестве функции одной системы,
которая пространственно ближе всего внешнему миру. Впрочем, пространственно не
только в смысле функции, но на этот раз и в смысле анатомического расчленения.
Наше исследование тоже должно принять эту воспринимающую поверхность за
исходную точку.
Скажу заранее, что СЗ
– все восприятия, приходящие извне (чувственные восприятия), и изнутри – то,
что мы называем ощущениями и чувствами. Но как обстоит дело с теми внутренними
процессами, которые мы – вчерне и неточно – можем обобщить как мыслительные
процессы? Они протекают где-то в глубине аппарата в виде смещений психической
энергии по пути к действию, но доходят ли они до поверхности, которая дает
возникнуть сознанию? Или сознание доходит до них? Мы замечаем, что это – одно
из тех затруднений, появляющихся, когда хочешь взять всерьез пространственное,
топическое представление о психической деятельности. Обе возможности одинаково
немыслимы, вероятно правильно что-то третье.
В другом месте я уже
высказал предположение, что действительное различие между БСЗ и ПСЗ
представлениями заключается в том, что первое происходит на каком-то материале,
остающемся неизвестным, в то время как у последнего (ПСЗ) добавляется
соединение с словесными представлениями. Этим впервые делается попытка придать
обеим системам, ПСЗ и БСЗ, отличительные знаки – иные, чем отношение к сознанию.
Вопрос – как что-то осознается? – целесообразнее выражен следующим
образом: как что-то предсознается? И ответ был бы: путем связи с
соответствующими словесными представлениями.
Эти словесные
представления являются остатками воспоминаний – когда-то они были восприятиями
и, как все остатки воспоминаний, могут быть снова осознаны. Но прежде, чем
продолжать говорить о их природе, выскажем новое, появившееся у нас
представление: сознательным может стать только то, что когда-то уже было СЗ
восприятием и что, помимо чувств изнутри, хочет стать сознательным; оно должно
сделать попытку превратиться во внешние восприятия. Это делается возможным при
помощи следов воспоминаний.
Мы представляем себе,
что остатки воспоминаний содержатся в системах, непосредственно соприкасающихся
с системой В-СЗ, так что их загрузки легко могут распространиться изнутри на
элементы этой системы. При этом тотчас же приходят в голову галлюцинации и тот
факт, что caмoe живое воспоминание все же можно отличить как от галлюцинации,
так и от внешнего восприятия; но так же быстро устанавливается суждение, что
при оживлении воспоминания нагрузка сохраняется в воспоминательной системе, в
то время как не отличимая от восприятия галлюцинация может возникнуть тогда,
когда загрузка не только частично переходит со следов воспоминаний на систему
В, но и целиком на нее переходит.
Остатки слов
происходят, в основном, от акустических восприятий, так что этим дается
одновременно особое чувственное происхождение системы ПСЗ. Зрительные составные
части словесного представления можно пока оставить без внимания, так как они
вторичны и приобретены чтением; то же касается зрительных образов слова,
которые, кроме как у слепых, играют роль подкрепляющих знаков. Ведь слово,
собственно говоря, – остаток воспоминания о слышанном слове.
Мы не должны, для
упрощения, например, забывать о значении оптических остатков воспоминаний о
вещах или отрицать возможность осознания мыслительных процессов при помощи
возврата к зрительным остаткам (а это, как будто, многими людьми предпочитается).
Изучение сновидений и предсознательных фантазий, по наблюдениям И. Фэрендонка,
может дать нам представление о своеобразии этого зрительного мышления. Мы
узнаем, что при этом большей частью осознается только конкретный материал
мысли, но соотношениям, особо характеризующим мысль, нельзя дать зрительного
выражения. Итак, мышление образами лишь весьма несовершенное осознание. Оно,
кроме того, как-то ближе к бессознательным процессам, чем мышление словами, и,
несомненно, онто– и филогенетически старше, чем последнее.
Вернемся к нашей
аргументации: если, следовательно, таков путь, каким нечто, само по себе
бессознательное, делается предсознательным, то на вопрос – как что-то
вытесненное сделать (пред) сознательным, – следует ответить следующим образом:
нужно такие ПСЗ средние звенья восстановить аналитической работой. Сознание
остается, следовательно, на своем месте, но и БСЗ не поднялось до СЗ.
В то время, как
отношение внешнего восприятия к «Я» совершенно явно, отношение внутреннего
восприятия к «Я» требует особого исследования. Оно еще раз вызывает
сомнение, – правильно ли мы поступаем, когда все сознание относим к
поверхностной системе В-СЗ.
Внутреннее восприятие
дает ощущение процессов из различнейших, конечно, и самых глубоких слоев
психического аппарата. Они малоизвестны – их лучшим – вчерне и неточно – можем
обобщить как мыслительные процессы? Они протекают где-то в глубине аппарата в
виде смещений психической энергии по пути к действию, но доходят ли они до
поверхности, которая дает возникнуть сознанию? Или сознание доходит до них? Мы
замечаем, что это – одно из тех затруднений, появляющихся, когда хочешь взять
всерьез пространственное, топическое представление о психической деятельности.
Обе возможности одинаково немыслимы, вероятно правильно что-то третье.
В другом месте я уже
высказал предположение, что действительное различие между БСЗ и ПСЗ
представлениями заключается в том, что первое происходит на каком-то материале,
остающемся неизвестным, в то время как у последнего (ПСЗ) добавляется
соединение с словесными представлениями. Этим впервые делается попытка придать
обеим системам, ПСЗ и БСЗ, отличительные знаки – иные, чем отношение к
сознанию. Вопрос – как что-то осознается? – целесообразнее выражен
следующим образом: как что-то предсознается? И ответ был бы: путем связи с
соответствующими словесными представлениями.
Эти словесные
представления являются остатками воспоминаний – когда-то они были восприятиями
и, как все остатки воспоминаний, могут быть снова осознаны. Но прежде, чем продолжать
говорить о их природе, выскажем новое, появившееся у нас представление:
сознательным может стать только то, что когда-то уже было СЗ восприятием и что,
помимо чувств изнутри, хочет стать сознательным; оно должло сделать попытку
превратиться во внешние восприятия. Это делается возможным при помощи следов
воспоминаний.
Мы представляем себе,
что остатки воспоминаний содержатся в системах, непосредственно соприкасающихся
с системой В-СЗ, так что их загрузки легко могут распространиться изнутри на
элементы этой системы. При этом тотчас же приходят в голову галлюцинации и тот
факт, что caмoe живое воспоминание все же можно отличить как от галлюцинации,
так и от внешнего восприятия; но так же быстро устанавливается суждение, что
при оживлении воспоминания нагрузка сохраняется в воспоминательной системе, в
то время как не отличимая от восприятия галлюцинация может возникнуть тогда,
когда загрузка не только частично переходит со следов воспоминаний на систему
В, но и целиком на нее переходит.
Остатки слов происходят,
в основном, от акустических восприятий, так что этим дается одновременно особое
чувственное происхождение системы ПСЗ. Зрительные составные части словесного
представления можно пока оставить без внимания, так как они вторичны и
приобретены чтением; то же касается зрительных образов слова, которые, кроме
как у слепых, играют роль подкрепляющих знаков. Ведь слово, собственно
говоря, – остаток воспоминания о слышанном слове.
Мы не должны, для
упрощения, например, забывать о значении оптических остатков воспоминаний о
вещах или отрицать возможность осознания мыслительных процессов при помощи
возврата к зрительным остаткам (а это, как будто, многими людьми
предпочитается). Изучение сновидений и предсознательных фантазий, по
наблюдениям И. Фэрендонка, может дать нам представление о своеобразии этого
зрительного мышления. Мы узнаем, что при этом большей частью осознается только
конкретный материал мысли, но соотношениям, особо характеризующим мысль, нельзя
дать зрительного выражения. Итак, мышление образами лишь весьма несовершенное
осознание. Оно, кроме того, как-то ближе к бессознательным процессам, чем
мышление словами, и, несомненно, онто– и филогенетически старше, чем последнее.
Вернемся к нашей
аргументации: если, следовательно, таков путь, каким нечто, само по себе
бессознательное, делается предсознательным, то на вопрос – как что-то
вытесненное сделать (пред) сознательным, – следует ответить следующим
образом: нужно такие ПСЗ средние звенья восстановить аналитической работой.
Сознание остается, следовательно, на своем месте, но и БСЗ не поднялось до СЗ.
В то время, как
отношение внешнего восприятия к «Я» совершенно явно, отношение внутреннего
восприятия к «Я» требует особого исследования. Оно еще раз вызывает
сомнение, – правильно ли мы поступаем, когда все сознание относим к
поверхностной системе В-СЗ.
Внутреннее восприятие
дает ощущение процессов из различнейших, конечно, и самых глубоких слоев
психического аппарата. Они малоизвестны – их лучшим примером может еще
послужить ряд наслаждение – неудовольствие. Они непосредственнее и
элементарнее, чем восприятия, идущие извне, и могут возникнуть и в состоянии
смутного сознания. Об их большом экономическом значении и метапсихологическом
его обосновании я уже высказался в другом месте. Эти ощущения мультилокулярны,
как и внешние восприятия; они могут приходить одновременно из разных мест и при
этом могут иметь различные и даже противоположные качества.
Ощущения с характером
наслаждения не имеют в себе ничего, настойчиво требующего, но, напротив, это
качество в высшей степени выявляется в ощущениях неудовольствия. Эти последние
требуют перемены разрядки, и поэтому мы толкуем неудовольствие как повышение, а
удовольствие как понижение загрузки энергией. Если в психическом процессе мы
назовем нечто осознаваемое как наслаждение или неудовольствие
квантитативно-квалитативно «другим», то возникает вопрос: может ли такое
«другое» осознаваться на месте или его надо довести до системы В.
Клинический опыт
останавливается на последнем. Он показывает, что «другое» ведет себя так, как
вытесненное побуждение. Оно может развить движущие силы, причем «Я» не заметит
принуждения. Только сопротивление принуждению, задержка в реакции разрядки
тотчас дает осознать это другое как неудовольствие. Так же, как и напряжения,
вызываемые потребностями, и боль может оставаться чем-то «средним» между
внешним и внутренним восприятием; она проявляет себя как внутреннее восприятие
и в том случае, когда причины ее исходят из внешнего мира. Таким образом,
верно, что и ощущения и чувства делаются сознательными только тогда, когда
прибывают в систему В. Если переход прегражден, то они не превращаются в
ощущения, хотя в процессе раздражений соответствующее им «другое» то же самое.
Сокращенно и не совсем правильно мы говорим тогда о бессознательных ощущениях и
удерживаем не вполне оправданную аналогию с бессознательными представлениями.
Разница заключается в том, что для того, чтобы сделать БСЗ представление СЗ,
надо сначала создать для него соединительные звенья, а для ощущений,
передающихся непосредственно, это отпадает. Иными словами: различие СЗ и ПСЗ
для ощущений не имеет смысла. ПСЗ здесь отпадает – ощущения или сознательны или
бессознательны.
Теперь .полностью
выясняется роль словесных представлений. При их посредстве внутренние
мыслительные процессы становятся восприятиями. Кажется, будто доказывается
положение: всезнание исходит из внешнего восприятия. При перегрузке мышления
мысли, действительно, воспринимаются как бы извне и поэтому считаются верными.
После этого выяснения
соотношений между внешним и внутренним восприятием и поверхностной системой
В-СЗ мы можем приступить к выработке нашего представления о «Я». Мы видим, что
оно исходит из В как своего ядра и затем охватывает ПСЗ, опирающееся на остатки
воспоминаний. Но и «Я», как мы узнали, тоже бессознательно.
Мне думается, что
будет очень полезно последовать за мыслями автора, который тщетно, из личных
мотивов, уверяет, что не имеет ничего общего со строгой высокой наукой. Я имею
в виду Г.Гроддека, постоянно подчеркивающего, что то, что мы называем нашим
«Я», в основном ведет себя в жизни пассивно, и что нас, по его выражению,
«изживают» незнакомые, не поддающиеся подчинению силы. У нас – впечатления те
же, хотя они и не подчинили нас себе настолько, чтобы мы исключили все
остальное; мы готовы предоставить выводам Гроддека надлежащее место в
архитектуре науки. Предлагаю отдать должное его идеям следующим образом:
назовем «Я» существо, исходящее из системы В и сначала являющееся ПСЗ; все
остальное психическое, в котором оно себя продолжает и которое проявляется как
БСЗ, назовем по обозначению Гроддека «Оно»[2 - Сам Гроддек, вероятно,
последовал примеру Ницше, который постоянно употребляет это грамматическое
выражение для обозначения безличного и, так сказать, природно-необходимот в
нашем существе.].
Мы скоро увидим, можно
ли из этого представления извлечь пользу для описания и понимания. Теперь
индивид для нас – психическое «Оно» неузнанное и бессознательное, на котором
поверхностно покоится «Я», развитое из системы В как ядра. Если изобразить это
графически, то следует прибавить, что «Я» не целиком охватывает «Оно», а только
постольку, поскольку система В образует его поверхность, т. е. примерно так;
как пластинка зародыша покоится на яйце. «Я» не четко отделено от «Оно», книзу
оно с ним сливается.
Но и вытесненное
сливается с «Оно» – оно является лишь его частью. Вытесненное только от «Я»
резко отграничено сопротивлениями вытеснения; при помощи «Оно» оно может с ним
сообщаться. Мы тотчас распознаем, что все подразделения, описанные нами по
почину патологии, относятся к только нам и известным поверхностным слоям
психического аппарата. Эти соотношения мы могли бы представить в виде рисунка,
контуры которого, конечно, только и представляют собой изображение и не должны
претендовать на особое истолкование.
Прибавим еще, что «Я»
имеет «слуховой колпак», причем – по свидетельству анатомов – только на одной
стороне. Он, так сказать, криво надет на «Я». Легко убедиться в том, что «Я»
является измененной частью «Оно». Изменение произошло вследствие прямого
влияния внешнего мира при посредстве В-СЗ. «Я» – до известной степени
продолжение дифференциации поверхности. Оно стремится также применить на деле
влияние внешнего мира и его намерений и старается принцип наслаждения,
неограниченно царящий в «Оно», заменить принципом реальности. Восприятие для
«Я» играет ту роль, какую в «Оно» занимает инстинкт. «Я» репрезентирует то, что
можно назвать рассудком и осмотрительностью. «Оно», напротив, содержит страсти.
Все это совпадает с общественными популярными делениями, но его следует
понимать лишь как среднее – или в идеале правильное.
Функциональная
важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами
к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен
обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается
сделать это собственными силами, а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет
расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда,
куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это
была его собственная воля.
На возникновение «Я» и
его отделение от «Оно», кроме влияния системы В, по-видимому, повлиял и еще
один момент. Собственное тело и, прежде всего, его поверхность являются тем
местом, из которого одновременно могут исходить внешние и внутренние
восприятия. Оно рассматривается как другой объект, но на ощупывание реагирует
двумя видами ощущений, из которых одно можно приравнять к внутреннему
восприятию. В психофизиологии достаточно объяснялось, каким образом собственное
тело выделяет себя из мира восприятий. Боль, по-видимому, тоже играет роль, а
способ, каким при болезненных заболеваниях приобретается новое знание о своих
органах, может, вероятно, служить примером способа, каким человек вообще
приобретает представление о собственном теле.
«Я», прежде
всего, – телесно; оно не только поверхностное существо, но и само –
проекция поверхности. Если искать для него анатомическую аналогию, то легче
всего идентифицировать его с «мозговым человеком» анатома, полагающего, что
этот человек стоит в мозговой коре на голове; пятки у него торчат вверх,
смотрит он назад, а на его левой стороне, как известно, находится зона речи.
Отношение «Я» к
сознанию разбиралось неоднократно, но здесь следует заново описать некоторые
важные факты. Мы привыкли везде применять точку зрения социальной и этической
оценки и поэтому не удивимся, если услышим, что деятельность низших страстей
протекает в бессознательном; но мы ожидаем, что психические функции получают
доступ к сознанию тем легче, чем выше они оцениваются с этой точки зрения. Но
здесь нас разочаруют данные психоаналитического опыта. С одной стороны, у нас
есть доказательства, что даже тонкая и трудная интеллектуальная работа, обычно,
требующая напряженного размышления, может совершаться и бессознательно – не
доходя до сознания. Эти факты несомненны; они случаются, например, в период сна
и выражаются в том, что известное лицо непосредственно после пробуждения знает
ответ на трудную математическую или другую проблему, над решением которой оно
напрасно трудилось днем раньше.
Но гораздо более
смущают нас другие данные нашего ответа: из наших анализов мы узнаем, что есть
лица, у которых самокритика и совесть, т. е. психическая работа с безусловно
высокой оценкой, являются бессознательными и, будучи бессознательными,
производят чрезвычайно важное воздействие; таким образом, продолжающаяся
бессознательность сопротивления при анализе отнюдь не единственная ситуация
такого рода. Но новый опыт, несмотря на наше лучшее критическое понимание
заставляющий нас говорить о бессознательном чувстве вины, смущает нас гораздо
больше и ставит нас перед новыми загадками, особенно когда мы постепенно
начинаем догадываться, что такое бессознательное чувство вины экономически играет
решающую роль в большом числе неврозов и сильнейшим образом препятствует
излечению. Если вернуться к нашей шкале ценностей, то мы должны сказать: в «Я
не только самое глубокое, но и самое высокое может быть бессознательным.
Кажется, будто нам таким способом демонстрируется-то, что мы раньше высказали о
сознательном „Я“, а именно: что оно, прежде всего, „телесное Я“.
III. «Я» И
«СВЕРХ-Я». («ИДЕАЛ Я»)
Если бы «Я» было
только частью «Оно», модифицированным влиянием системы восприятий –
представителем реального внешнего мира в психике, то мы имели бы дело с простым
положением вещей. Добавляется, однако, еще нечто другое.
Мотивы, побудившие нас
предположить в «Я» еще одну ступень – дифференциацию внутри самого «Я» –
назвать эту ступень «Идеалом Я» или «Сверх-Я», разъяснены в других местах. Эти
мотивы обоснованные[3 - Только то, что функцию проверки реальности я приписал
этому «Сверх-Я», кажется ошибочным и нуждается в корректуре. Отношениям «Я» к
миру восприятий несомненно соответствовало бы, если бы проверка реальности
оставалась его собственной задачей. Также и прежние, довольно неопределенные
высказывания о ядре «Я» должны теперь быть исправлены в том смысле, что только
систему В-СЗ можно признать ядром «Я».]. Новостью, требующей объяснения,
является то, что эта часть «Я» имеет менее тесное отношение к сознанию.
Здесь мы должны
несколько расширить пояснения. Нам удалось разъяснить болезненные страдания
меланхолии предположением, что в «Я» снова восстанавливается потерянный объект,
то есть, что загрузка объектом сменяется идентификацией. Но тогда мы еще не
вполне поняли полное значение этого процесса и не знали, насколько он част и
типичен. Позднее мы поняли, что такая замена играет большую роль в оформлении
«Я» и значительно способствует становлению того, что называют своим характером.
Первоначально в
примитивной оральной фазе индивида, вероятно, нельзя отличить загрузку объектом
от идентификации. В дальнейшем можно только предположить, что загрузки объектом
исходят от «Оно», для которого эротические стремления являются потребностями.
«Я», вначале еще слабоватое, получает сведения о загрузках объектом,
соглашается с ними или противится им процессом сопротивления[4 - Интересную
параллель к замене объекта представляет собой вера примитивного человека в то,
что свойства съеденного животного переходят к тому, кто его съел. Интересны и
основанные на этом запреты. Как известно, эта вера участвует и в обосновании
каннибализма и продолжает свое действие во всем ряде обычаев тотемической
трапезы вплоть до Св. Причастия. Следствия, которые приписываются здесь
оральному овладению объектом, действительны и для позднейшего сексуального
выбора объекта и прекрасно с ним совпадают.].
Если такой сексуальный
объект нужно или должно покинуть, то для этого нередко происходит изменение
«Я», которое, как и в меланхолии, следует описать как восстановление объекта в
«Я». Более подробные условиявия этой замены нам еще неизвестны. Может быть, «Я»
облегчает или делает возможным отдачу объекта при помощи этой интроекцийи
представляющей собой род регресса к механизму оральной фазы. Может быть, эта
идентификация и вообще является условием, при котором «Оно» покидает свои
объекты. Во всяком случае этот процесс – особенно в ранних фазах развития –
очень част и дает возможности представлению, что характер «Я» является осадком
покинутых загрузок объектом, т. е. содержит историю этих выборов объекта.
Поскольку характер какой-нибудь личности отвергает или воспринимает эти влияния
из истории эротических выборов объекта, то надо, конечно, с самого начала
признать шкалу сопротивляемости. У женщин с большим любовным опытом можно,
по-видимому, легко доказать в чертах характера остатки из загрузок объектом.
Следует принять во внимание и одновременность загрузки объектом и
идентификации, т. е. изменение характера в момент, когда объект еще не покинут.
В этом случае изменение характера по длительности могло бы пережить отношение к
объекту и в известном смысле это отношение консервировать.
Другая точка зрения
устанавливает, что это превращение эротического выбора объекта в изменение «Я»
является и тем путем, каким «Я» может овладеть «Оно» и может углубить свои к
нему отношения; правда, это совершается за счет широкой податливости к его
переживаниям. Если «Я» принимает черты объекта, то оно само, так сказать,
напрашивается в объект любви для «Оно»; оно стремится возместить ему эту потерю
и говорит: «Посмотри-ка, ты можешь полюбить и меня, ведь я так похоже на
объект».
Происходящее здесь
превращение либидо объекта в нарцистическое либидо очевидно приводит к отходу
от сексуальных целей – к десексуализации, т. е. к своего рода сублимации. Да,
возникает вопрос, достойный более подробного рассмотрения, а именно: не
является ли это общим путем к сублимации; не происходит ли всякая сублимация
при посредстве «Я», которое сначала превращает сексуальное либидо объекта в
нарцистическое, чтобы затем, может быть, поставить ему другую цель[5 - Согласно
смыслу введения в нарциссизм, мы теперь, после отделения «Я» от «Оно», должны
признать «Оно» большим резервуаром либидо. Либидо, протекающее к «Я» путем
описанных идентификаций, создает его вторичный нарциссизм.]. Позже мы займемся
вопросом, не повлияет ли это превращение и, на судьбу других первичных позывов,
не поведет ли за собой распада, например, различных слитых друг с другом
первичных позывов.
Мы теперь отвлекаемся
от нашей цели, но нельзя не остановиться еще раз на объектных идентификациях
«Я». Если таковые берут верх, делаются слишком многочисленными, слишком
сильными и неуживчивыми между собой, то можно ожидать патологического
результата. Дело может дойти до расщепления «Я», причем отдельные идентификации
путем сопротивлений замыкаются друг от друга; может быть, тайна случаев так
называемой множественной личности заключается в том, что отдельные
идентификации, сменяясь, овладевают сознанием. Если дело даже и не заходит так
далеко, все же создается тема конфликтов между отдельными идентификациями, на
которые раскалывается «Я»; конфликты эти, в конце концов, не всегда могут быть
названы патологическими.
В какую бы форму ни
вылилось дальнейшее сопротивление характера влияниям покинутых загрузок
объектом, все же воздействие первых идентификаций, происходивших в самые ранние
годы, будет общим и длительным. Это возвращает нас к возникновению «Идеала Я»,
так как за ним кроется первая и самая значительная идентификация индивида, а
именно – идентификация с отцом личного правремени[6 - Может быть, осторожнее
было бы сказать – с родителями, так как отец и мать не расцениваются различно
до того времени, пока не получается точное знание о полном различии –
отсутствии пениса. Из истории одной молодой женщины я недавно узнал, что с тех
пор, .как она заметила у себя отсутствие пениса, она полагала, что этого органа
нет у женщин, но не у всех, а только у тех, кого она считала -неполноценными. У
ее матери он, по ее мнению, сохранился. Для более простого изложения я
рассмотрю лишь идентификацию с отцом.]. Она, по-видимому, не результат или
исход загрузки объектом; это – идентификация прямая и непосредственная, и по
времени – она раньше любой загрузки объектом. Но выборы объекта, протекающие в
первый сексуальный период и относящиеся к отцу и матери, по-видимому, нормально
завершаются такой индентификацией и, таким образом, усиливают первичную
индентификацию.
Эти соотношения все же
настолько сложны, что необходимо описать их подробнее. Два момента создают эту
компликацию, а именно: треугольная структура Эдипова комплекса и
бисексуальность конституции индивида.
Упрощенный случай
принимает для ребенка мужского пола следующий вид: уже в совсем ранние годы он
развивает в отношении матери загрузку объектом, которая исходной точкой имеет
материнскую грудь и является образцовым примером выбора объекта по типу
нахождения опоры, отцом мальчик овладевает путем идентификации. Оба эти
отношения некоторое время идут параллельно; но затем, вследствие усиления
сексуальных желаний в отношении матери и сознания, что отец для этих желаний
является препятствием, возникает Эдипов комплекс. Идентификация с отцом
принимает враждебную окраску, обращается в желание его устранить, чтобы занять
его место у матери. С этого момента отношение к отцу амбивалентно; кажется, что
амбивалентность, с самого начала имевшаяся в идентификации, теперь становится
явной. Амбивалентная установка к отцу и только нежное объектное стремление к
матери являются для мальчика содержанием простого позитивного Эдипова
комплекса.
При разрушении Эдипова
комплекса загрузка объектом-матерью должна быть покинута. Вместо нее могут
возникнуть два случая: или идентификация с матерью или усиление идентификации с
отцом. Последний случай мы считаем более нормальным, так как он позволяет
сохранить в известной степени нежное отношение к матери. Гибель Эдипова
комплекса укрепила бы, таким образом, мужественность в характере мальчика.
Эдипова установка маленькой девочки совсем аналогичным образом может окончиться
усилением идентификации себя с матерью (или созданием такой идентификации), и
это установит женственный характер ребенка.
Эти идентификации не
оправдывают наших ожиданий, так как они не вводят в «Я» покинутого объекта; но
бывает и такой исход, и у девочек он наблюдается чаще, чем у мальчиков. Очень
часто из анализа узнаешь, что после того, как пришлось отказаться от отца как
объекта любви, маленькая девочка развивает в себе мужественность и идентифицирует
себя уже не с матерью, а с отцом, т. е. потерянным объектом. Очевидно, все
зависит от того, достаточно ли сильны ее мужские свойства, в чем бы они ни
состояли.
По-видимому, исход
Эдипова комплекса в идентификации с отцом или матерью у обоих полов зависит от
относительной силы свойств того или другого пола. Это – один из видов, какими
бисексуальность вторгается в судьбы Эдипова комплекса. Другой вид еще важнее.
Получается впечатление, что простой Эдипов комплекс – вообще не самое частое
явление; он скорее соответствует упрощению или схематизации, которая достаточно
часто оправдывается на практике. Более подробное исследование обнаруживает чаще
всего более полный Эдипов комплекс, который является двояким – позитивным и
негативным, в зависимости от бисексуальности ребенка, т. е. у мальчика – не
только амбивалентная установка к отцу и нежный выбор объекта-матери, но
одновременно он и ведет себя как девочка -проявляет нежную женственную
установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери. Это участие
бисексуальности очень мешает рассмотреть условия примитивных выборов объекта и
еще больше затрудняет их ясное описание. Возможно, что и амбивалентность,
констатированную в отношении к родителям, следовало бы безусловно отнести к
бисексуальности, а не к развитию из идентификации вследствие установки
соперничества, как я это изложил ранее.
Мне думается, что
будет целесообразным принять существование полного Эдипова комплекса вообще и,
особенно, у невротиков. Аналитический опыт показывает тогда, что в некотором
количестве случаев часть комплекса исчезает до едва заметного следа; тогда
получается ряд, на одном конце которого находится нормальный позитивный, а на
другом – обратный негативный Эдипов комплекс; средние же звенья выявляют
совершенную форму с неравным участием обоих компонентов. При гибели Эдипова
комплекса четыре содержащиеся в нем стремления сложатся таким образом, что из
них получится идентификация с отцом и идентификация с матерью; идентификация с
отцом удержит объект-мать позитивного комплекса и одновременно объект-отца
обратного комплекса; аналогичное явление имеет место при идентификации с
матерью. В различной силе выражения обеих идентификаций отразится неравенство
обоих половых данных.
Таким образом, можно
предположить, что самым общим результатом сексуальной фазы, находящейся во
власти Эдипова комплекса, является конденсат в «Я», состоящий в возникновении
этих двух, как-то между собою связанных идентификаций. Это изменение «Я»
сохраняет свое особое положение, оно противостоит другому содержанию «Я» как
«Идеал Я» или «Сверх-Я».
Но «Сверх-Я» – не
просто осадок первых выборов объекта, производимых «Оно»; «Сверх-Я» имеет и
значение энергичного образования реакций против них. Его отношение к «Я» не
исчерпывается напоминанием – таким (как отец) ты должен быть, но включает и
запрет: таким (как отец) ты не имеешь права быть, ты не можешь делать все, что
делает он, на многое только он имеет право. Это двойное лицо «Идеала Я»
проистекает из факта, что «Идеалу Я» пришлось трудиться над вытеснением Эдипова
комплекса, более того, что само оно и возникло даже в результате этого
перелома. Вытеснение Эдипова комплекса было, очевидно, нелегкой задачей. Так
как родители, особенно отец, признаются препятствием для осуществления Эдиповых
желаний, то инфантильное «Я» укрепилось для этой работы вытеснения, создав это
же самое препятствие. Оно в некотором роде заимствовало для этого силу от отца,
и это заимствование есть акт с исключительно серьезными последствиями.
«Сверх-Я» сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем
быстрее (под влиянием авторитета, религиозного учения, обучения и чтения)
произошло его вытеснение, тем строже «Сверх-Я» будет позже царить над «Я» как
совесть, может быть, как бессознательное чувство вины. Позже я изложу предположение,
откуда оно получает силу для этого господства, этот принудительный характер,
проявляющий себя как категорический императив.
Если мы еще раз
рассмотрим описанное нами возникновение «Сверх-Я», то мы признаем его
результатом двух в высшей степени значительных биологических факторов, а
именно: длительной детской беспомощности и зависимости человека, и факта
наличия его, Эдипова комплекса, который мы ведь объяснили перерывом в развитии
либидо, вызванным латентным временем, т. е. двумя – с перерывом между ними –
началами его сексуальной жизни. Последнюю, как кажется, специфически
человеческую – особенность психоаналитическая гипотеза представила наследием
развития в направлении культуры, насильственно вызванным ледниковым периодом.
Таким образом, отделение «Сверх-Я» от «Я» не является чем-то случайным: оно
отображает самые значительные черты развития индивида и развития вида, и, кроме
того, создает устойчивое выражение влияния родителей, т. е. увековечивает те
моменты, которым оно само обязано своим происхождением.
Психоанализ постоянно
упрекали в том, что он не озабочен высоким, моральным, сверхличным в человеке.
Этот упрек был вдвойне несправедлив – и исторически, и методически: во-первых,
потому, что моральным и эстетическим тенденциям в «Я» с самого начала был
приписан, импульс к вытеснению; во-вторых, потому, что никто не хотел понять,
что психоаналитическое исследование не могло выступать в виде философской
системы с законченным и готовым сводом научных положений, а должно было шаг за
шагом пробивать себе дорогу к пониманию психических компликаций путем
аналитического расчленения нормальных и анормальных феноменов. Нам не нужно
было присоединяться к трусливой озабоченности о наличии в человеке высшего,
пока мы должны были заниматься изучением вытесненного в психической жизни. А
теперь, когда мы осмеливаемся приступить к анализу «Я», мы можем давать
следующий ответ всем тем, кто был поколеблен в своем этическом сознании и
жаловался, что ведь должно же быть в человеке высшее существо —мы отвечаем: конечно,
и вот это и есть высшее существо – это «Идеал Я» или «Сверх-Я» – репрезентация
нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были
маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в
себя.
Таким образом, «Идеал
Я» является наследием Эдипова комплекса и, следовательно, выражением наиболее
мощных движений и наиболее важных судеб либидо в «Оно». Вследствие установления
«Идеала Я», «Я» овладело Эдиповым комплексом и одновременно само себя подчинило
«Оно». В то время, как «Я», в основном, является представителем внешнего мира,
реальности, – «Сверх-Я» противостоит ему как поверенный внутреннего мира,
мира «Оно». Мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между «Я» и идеалам
будут, в конечном итоге, отражать противоположность реального и психического,
внешнего мира и мира внутреннего.
То, что биология и
судьбы человеческого вида создали и оставили в «Оно», путем образования идеала
передается в «Я» и вновь индивидуально в нем переживается. «Идеал Я»,
вследствие истории своего образования, имеет самую обширную связь с
филогенетическим приобретением, – архаическим наследием отдельного
человека. То, что в отдельной психической жизни было самым глубоким, становится
путем создания идеала наивысшим в человеческой душе, соответственно нашей шкале
оценок. Было бы напрасным трудом хотя бы приблизительно локализировать «Идеал
Я» так, как мы локализируем «Я», или же поместить его в одно из тех сравнений,
какими мы пытались изобразить отношения «Я» и «Оно».
Легко показать, что «Идеал
Я» удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к высшему существу в
человеке. Как замену тоски по отцу, он содержит зародыш, из которого
образовались все религии. Суждение о собственной недостаточности при сравнении
«Я» с его идеалом вызывает смиренное религиозное ощущение, на которое ссылается
исполненный страстью томления верующий. В дальнейшем ходе развития учителя и
авторитеты продолжали роль отца; их заповеди и запреты остались действенно
мощными в «Идеале Я» и выполняют теперь в виде совести моральную цензуру.
Напряжение между требованиями совести и достижениями «Я» ощущается как чувство
вины. Социальные чувства основываются на идентификации себя с другими-на почве
одинакового «Идеала Я».
Религия, мораль и
социальное чувство – эти главные содержания высшего в человеке[7 - Наука и
искусство во внимание тут не приняты.] – первоначально составляли одно целое.
По гипотезе, изложенной в «Тотем и табу», они филогенетически приобретались в
отцовском комплексе; религия и моральное ограничение – путем преодоления
прямого Эдипова комплекса; социальные же чувства вышли из необходимости
побороть соперничество, оставшееся между членами молодого поколения. Во всех
этих этических приобретениях мужской пол шел, по-видимому, впереди; но
скрещенная наследственность сделала их и достоянием женщин. У отдельного
человека еще и в наше время социальные чувства возникают как надстройка над
ревнивым соперничеством между сестрами и братьями. Так как враждебность нельзя
изжить, то создается идентификация с прежним соперником. Наблюдения над
умеренными гомосексуалами поддерживают предположение, что и эта идентификация
является заменой нежного выбора объекта, пришедшего на смену
агрессивно-враждебной установке.
Но с упоминанием
филогенезиса появляются новые проблемы, от разрешения которых хотелось бы робко
уклониться. Но ничего не поделаешь, надо попытаться, даже если и боишься, что
это обнаружит неудовлетворительность всех наших усилий. Вопрос таков: что в
свое время приобрело религию и нравственность от отцовского комплекса – «Я»
примитивного человека или его «Оно»? Если это было «Я», то почему мы не
говорим, что оно просто все это унаследовало? А если это было «Оно», то как это
согласуется с характером «Оно»? Может быть, дифференциацию на «Я», «Сверх-Я» и
«Оно» нельзя переносить на такие давние времена? Или надо просто честно
сознаться, что все это представление о процессах в «Я» ничего не дает для
понимания филогенезиса и к нему неприменимо?
Ответим сначала на то,
на что легче всего ответить. Наличие дифференциации на «Я» и «Оно» мы должны
признать не только у примитивных людей, но и у гораздо более простых живых
существ, так как эта дифференциация является необходимым выражением влияния
внешнего мира. Мы предположили, что «Сверх-Я» возникло именно из тех переживаний,
которые вели к тотемизму. Вопрос о том, кто приобрел эти знания и достижения –
«Я» или «Оно» – вскоре отпадает сам собой. Дальнейшее соображение говорит нам,
что «Оно» не может пережить или испытать внешнюю судьбу кроме как через «Я»,
которое заменяет для него внешний мир. Но о прямом наследовании в «Я» все же
нельзя говорить. Здесь раскрывается пропасть между реальным индивидом и
понятием вида. Нельзя также слишком неэластично относиться к разнице между «Я»
и «Оно»: нельзя забывать, что «Я» является особенно дифференцированной частью
«Оно». Переживания «Я» кажутся сначала потерянными для наследования, но если
они часто и достаточно сильно повторяются у многих следующих друг за другом
поколений индивидов, то они, так сказать, превращаются в переживания «Оно»,
впечатления которых закрепляются путем наследования. Таким образом
наследственное «Оно» вмещает в себе остатки бес численных жизней «Я», и когда
«Я» черпает свое «Сверх-Я» из «Оно», то оно, может быть, лишь восстанавливает
более старые образы «Я», осуществляет их воскрешение.
История возникновения «Сверх-Я» делает понятным, что. ранние конфликты «Я» с объектными загрузками «Оно» могут продолжаться в виде конфликтов с их наследником – «Сверх-Я». Если «Я» плохо удается преодоление Эдипова комплекса, то его загрузка энергией, идущая от «Оно», вновь проявится в образовании реакций «Идеала Я». Обширная коммуникация этого идеала с этими БСЗ первичными позывами разрешит ту загадку, что сам идеал может большей частью оставаться неосознанным, для «Я» недоступным. Борьба, бушевавшая в более глубоких слоях и не прекратившаяся путем быстрой сублимации и идентификации, как на каульбаховской картине битвы гуннов, продолжается в сфере более высокой.